ТЮЗ: МЫ – ЖИВОЙ ТЕАТР!
Мы не боимся экспериментов. Мы всегда делаем шаг вперёд.
1927 год
Нижегородский государственный ордена «Знак Почета» театр юного зрителя создан по инициативе известного нижегородского актера, режиссера и антрепренера Н.И. Собольщикова-Самарина. В 1927 году он обратился к выпускникам нижегородского театрального техникума со следующим письмом:
«Мои молодые друзья! На ваше усмотрение я вношу следующий проект: предлагаю создать исключительно из ваших сил спектакль, студийно и детально проработанный ВНЕ наших очередных репетиций. Вы на общем собрании намечаете пьесу, из вашей группы вы выбираете режиссера, сорежиссера, лаборантов, помощника, суфлера, художника для оформления, распределяете роли и т.д.
ВЫ СОВЕРШЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНО проводите всю работу по постановке спектакля, при общей дружной коллективной поддержке, добиваясь наивысших художественных достижений. Вы разрабатываете пьесу во всех ее мельчайших деталях не срочно, не наспех, а вдумчивым глубоким подходом. По окончании вашей работы, на последних репетициях, я с особым удовольствием проштудирую с вами пьесу и внесу свои коррективы.
Создайте молодой ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ спектакль, в котором проработаны каждое движение, каждый жест, каждая интонация. Разумеется, он должен быть в конце этого же сезона представлен самой широкой публике, как ваш самостоятельный свободный труд. Лица, не занятые в спектакле, должны содействовать ему во всех иных отраслях работы. Каждому должно быть дело по созиданию этого спектакля. Если мое предложение вам по сердцу, вы тотчас же организуете инициативную группу, которая вербует желающих участвовать в этой работе. Основной принцип: никакого нажима, только искреннее желание. Не смущайтесь, если ваша группа будет малочисленна. Когда выяснится весь состав участников, когда вы наметите (для выбора) несколько пьес, сообщите мне- мы вместе обсудим план дальнейших работ. Сделайте почин, из которого в будущем вы создадите молодой филиал Нижегородского театра».
Н.Собольщиков-Самарин
Молодые актеры откликнулись на его призыв.
1928 год
Театр открылся 28 ноября 1928 года спектаклем «Недоросль» Д.Фонвизина.
РЕПЕРТУАР
первого сезона
1928/29 года
«Недоросль»
«Женитьба»
«Бедность не порок»
«Алтайские робинзоны»
«Фриц Бауэр»
«Том Сойер»
«Хижина дяди Тома»
Возглавил театр режиссер Е. Брилль. Заведовать музыкальной частью стал тогда еще начинающий (а в последствие известный композитор России, Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР) А.Касьянов, художником театра был назначен Г.Кигель. В историю театра навсегда вписаны имена первых актеров. Вот они: А.Д.Арбенина, Е.А.Бойцова, Л.И.Воронская, З.И.Воронцов, К.А.Горина, И. А. Зеленецкая, А.Г.Луговая, М.В.Родионова, Л.А.Садовникова, Л.А.Сверчкова, А. А.Степная, И.Ф.Волков, Н.П.Гарин, М.И.Зорин, В.Я.Костромцев,П.А.Коханский, В.И.Мятелков-Клевер, В.И.Мятелков, А.Г.Платницкий, В.К.Соколов, В.Ф.Соколов.
У молодого театра не было тогда еще ни своей сцены, ни своего здания. Первые спектакли игрались на сцене Нижегородского театра Драмы.
Новый поворот
Качественно новый этап в жизни театра наступил с приходом нового режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР В. Витальева. Именно в этот период меняется репертуар, приобретая ярко выраженную тематическую и жанровую направленность. Главенствующее место в нем стали занимать героико-романтические произведения. В театр пришла новая смена актеров. Особенно удачным стало приглашение на роли травести Е.Ярошено, создавшей целую галерею мальчишеских образов. Впоследствии, она блестяще играла и возрастные роли. Зрительский интерес вызывают в это время спектакли «Белеет парус одинокий» В.Катаева, «Падь серебряная» Н.Погодина, Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, «Снежная королева» Е.Шварца и др.
К своему 10- летию Горьковскому областному театру юного зрителя было присвоено имя Н.К.Крупской. Также он, наконец-то, получил и свое первое здание на ул. Грузинской (сейчас там располагается театр Комедiя).
Театр во время Великой Отечественной войны.
В начале 40-ых годов открывается новая страница в истории театра. ВОВ внесла свои серьёзные коррективы в творческую жизнь ТЮЗа. Часть актеров ушла на фронт, были организованы фронтовые бригады, театр регулярно давал спектакли и концерты в воинских частях и госпиталях. В это время в репертуаре глубоко патриотические темы: «Партизаны уходят в лес», «Шел солдат с фронта», «Давным – давно», «Бессмертный», «Юность отцов» и др. В 1942 году концертная бригада театра полтора месяца пробыла на фронте. Вторая — организованная вместе с театром драмы — также выступала на передовой линии. В общей сложности за время войны ТЮЗ дал 1250 концертов и спектаклей, из которых 226 были показаны в действующей армии.
Мы благодарим за Победу актеров- фронтовиков: засл. арт. РФ Неганова Ивана Семеновича(Гвардии ефрейтор И.С.Неганов в годы войны был стрелком-автоматчиком 241-го танкового батальона 3-ей гвардейской танковой Армии. Воевал на 1-ом Украинском фронте. Дошел до Эльбы. Награжден Орденом Отечественной войны II степени и 12 медалями.), Зильберканта Якова Исааковича(старшина Я.И. Зильберкант — участник боев на Смоленском, Калининском, Витебском фронтах. Воевал в Западной Украине. Дошел до Берлина. Награжден двумя орденами «Красной Звезды», Орденом «Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией», медалями), засл. работника культуры РСФСР, заведующего труппой ТЮЗа Митрофанова Николая Александровича (Митрофанов Н.А. в годы ВОВ командовал взводом в зенитно- артиллеристском полку ПВО Московского р-на. Демобилизован в конце войны в чине ст. лейтенанта. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и всеми юбилейными медалями),
Кузнецову (Бакурову) Клавдию Андреевну. (Актриса ТЮЗа, труженик тыла и участник фронтовых бригад, ветеран ВОВ, гвардии ефрейтор. Награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ». Весь 1945г. принимала участие в концертно-фронтовых бригадах на II-ом Украинском фронте. День Победы встретила в Берлине. Последний концерт был дан на ступенях Рейхстага в мае 1945г.), засл. артиста РСФСР Тареева Н.М. (Во время ВОВ Н.М. служил в действующей армии на Восточном фронте. Награжден различными медалями и орденами).
Послевоенные годы
После войны ТЮЗ продолжал работать очень активно.
На сцену выходят герои Шекспира, Островского, Лонгфелло, Горького, Лермонтова, Бальзака и др. Спектакли «Город на заре», «Бронепоезд 14-69», «В дороге», «В людях», «Девочки –мальчики» становятся призерами Всероссийских и Всесоюзных фестивалей и смотров. Театр переживает пору взлета. О его творчестве узнают далеко за пределами города. Ряд спектаклей играется на сцене Кремлевского театра.
В это время в театр вливается «новая кровь», приходит группа молодых актеров: это будущий первый народный артист ТЮЗа А.Палеес, будущие заслуженные артисты Н.Тареев, Н.Разумова, актеры: Р.Лоицкая, О.Треймут, Н.Славинская, О.Думпе, Е.Беспалов, Я. Зильберкант. Они работают на одной сцене с мэтрами: Е. Ярошенко, А.Крыловой, И.Негановым, В.Сергеевой, К.Кузнецовой.
В 50-60 –е годы в труппу влилось новое поколение молодых талантливых актеров: Р.Вецнер, К.Кулагин, А.Усов, М.Фомина.
20 лет проработала в театре режиссером Р.Я.Левите (ныне заслуженный деятель искусств, творческий руководитель отделения «Актер драматического театра и кино» в Нижегородском театральном училище им.Е.Евстигнеева). Она поставила около 50 спектаклей. Среди них «Коварство и любовь», «Олеко Дундич», «Слуга двух господ», «Недоросль» и др.
Здесь с должности заведующего литературной частью начинает свою профессиональную карьеру в театральной сфере А.Смелянский (ныне проректор Школы-студии МХАТа). Вместе с Р.Вецнером и Ю.Беспаловым они пишут и ставят поэтическое представление о «Времени и о себе».
Эпоха Наравцевича
«Театр – это праздник» — таков был принцип нового главного режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народного артиста РСФСР Б. Наравцевича, который возглавил ТЮЗ в 1970 году. Первый же его спектакль «Три мушкетера» стал настоящим культурным событием города. Театр оказался в центре внимания, на его спектакли трудно было достать «лишний билетик». Б. Наравцевич уделял большое внимание классике. Можно говорить о своеобразной шекспириане на сцене ТЮЗа: «Двенадцатая ночь», «Сон в летную ночь», «Виндзорские насмешницы» и др. Вторым важным репертуарным направлением стала постановка современных пьес. Заслуживают особого внимания постановки таких спектаклей, как «Бумбараш» А.Гайдара, «В списках не значился» В.Васильева, «Спешите делать добро» М.Рощина, «Бойкот» В.Железнякова.
В нашем театре впервые увидели свет рампы пьесы А.Вампилова, А.Яковлева, М.Розовского, В.Железнякова и др. Шли пьесы горьковского драматурга А.Хазанова «Иначе жить нельзя» (по роману М.Горького «Мать») и «Бал» (о последних днях А.Пушкина), пьеса актера театра А.Усова «Лгунья».
За 15 лет Б. Наравцевич поставил более 40 спектаклей, многие из которых становились событиями в театральной жизни не только Нижнего Новгорода, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда. При Б. Наравцевиче Нижегородский ТЮЗ входит в пятерку лучших ТЮЗов страны.
С приходом Б.Наравцевича появились и новые актеры, сразу привлекшие внимание зрителей:Л.Павловская,Н.Мещерская,Л.Ремнев,Е.Калабанов,О.Арлахов,М.Горшков,Л.Стражнова,Е.Новикова,В.Дидечко,А.Барковский,В.Кондрашкин,И.Долганова,Е.Фирстова,А.Чухнов,В.Шаповалов, А.Айрапетов.
В 1975 году на должность заведующего музыкальной частью приходит Э. Фертельмейстер (в настоящее время ректор Нижегородской академии им. М.И. Глинки), который написал музыку к 26 спектаклям и подготовил музыкальное оформление более чем к семидесяти спектаклям.
Двенадцать с лишним лет театр возглавляла А.Н.Соколова. На смену ей на директорский пост пришла Н.И. Головлева, заслуженный работник культуры РСФСР, которая внесла огромный вклад в развитие Нижегородского театра юного зрителя.
К своему 50-летию театр был награжден орденом «Знак Почета» и переехал в новое здание на ул. Горького, где и находится поныне.
В середине восьмидесятых в труппу пришли такие актеры, как М.Чернова, О.Фаттахов, С. Щербаков, М.Ильичева, М.Маринина, О.Берегова, В.Берегов и др.
Открытие малой сцены.
Сохраняя традиции, Нижегородский театр юного зрителя ищет новые художественные пути и формы активного общения со зрителями. Для показа экспериментальных постановок и спектаклей «малой формы» 22 октября 1986 года открылась малая сцена театра, зрители увидели спектакль «Анна Снегина» по С.Есенину. Малая сцена – это не просто вторая площадка для разного рода экспериментов, но и совершенно другой механизм воздействия на зрителя. Здесь актер воздействует на зрителя чрезвычайно сильно. Малая сцена театра отличается особой атмосферой камерности, зритель и актер смотрят друг другу «глаза в глаза», нет большого пространства, разделяющего их. От этого спектакли воспринимаются иначе, нежели в привычных залах.